полпростынки эмоций и косноязычного пафоса
Не так давно этот сериал закончился, и с тех пор мне, кажется, стало как-то тяжелее жить. Сейчас я поняла, почему, и не могу заснуть, пока не изложу формулировку. Потому что я только теперь прочувствовала конечность жизней, конечность всего, чего угодно. Да, у меня раньше умирали родственники, даже близкие и любимые. Но, видимо, близкие скорее по крови, чем по духу. И живущие на достаточном расстоянии, чтобы их присутствие в моей жизни не стало привычкой. А тут я получила эмоциональный удар. Кончина Шеридана и приготовления к ней создали нужную атмосферу, но я оплакивала не только его и Деленн, не только их любовь, которая тяжелым, преломляющим солнце камнем будет теперь лежать на ее сердце, не только Лондо и Г'Кара, но весь их мир, который... у меня не хватает слов... прошел точку невозврата. Он каждую секунду это делает. И это страшно, когда нельзя повернуть назад, и каждый выбор необратим, навсегда. Я не смогу съесть вчера на завтрак не яичницу, а йогурт. Я больше никогда не буду тем, кем была в пятнадцать лет. Возможно, я стала лучше, но та уникальная личность утеряна. Во мне ее след, но и он исчезнет. То же самое происходит с их миром - он больше никогда не будет миром времен Вавилона-5. И я оплакивала наш мир, который не только проходит через те необратимые изменения, как и любой мир, но к тому же непременно забудет эту историю! Всякая жизнь, всякая любовь, всякое счастье, образ, личность, всякая история - все это закончится и не повторится, более того - забудется. Я уже писала тут мимоходом о том, как я боюсь забвения для моих любимых вещей.
Следующий шаг, следующее, чему я должна научиться у Вавилона-5, не умом понять, а почувствовать, как сейчас почувствовала конечность - это что конец не плох, а просто естественен. В последней серии нам говорят - Спасибо, спасибо за это! - что надо всегда начинать с начала. Заново. Что было, тому естественно раствориться во времени, оно уже сделало, что могло, а хранить что-то слишком долго - нарушать круговорот. Почему похитители душ неправы, консервируя их? Да, они останутся в шарике, единственные и неповторимые, доступные для общения, но хотели ли они этого? Увеличилась ли от этого их ценность? Если душевные ресурсы - тоже вид материи, то дайте ей двигаться, не изымайте капитал из оборота. Отпустите. Она уже оказала то влияние, которое должна была.
Как бы то ни было, не в наших силах сколь-нибудь надолго удержать кусочек ноосферы, если мерить по меркам Вселенной. В наших силах - не беспокоиться по этому поводу. Принять это. Почувствовать, что так и должно быть.
Наверное, в наших силах. Не знаю, способен ли на это человеческий разум, существующий столь недолго. Но я попробую. А то я чувствую, что мне стало тяжелее жить с этим кристаллом на сердце. Он далеко не такой большой, как у Деленн, но привкус у него тот же.
Хотя, наверное, пусть лежит.