Все страдала, что писать не о чем, так вот. Посмотрели с семьей фильм "Прибытие". Это не который русский, про гопоту из Бутово, а который американский, про структурного лингвиста, которая общалась с инопланетянами. Кому-то он может показаться слишком затянутым и мутным, как моему отчиму, кто-то, как моя мама, скажет, что все это уже где-то было, а лично я очень рекомендую этот фильм к просмотру. Потерпите слезодавку в начале и по дороге, это правда нужно для сюжета и действительно стоит того.
В фильме есть довольно крепкая научная составляющая, вот только наука в данном случае не физика или астрономия, даже не популярная последние несколько десятилетий биология, а лингвистика, и это довольно оригинальный подход к жанру. Правда, от нее там только некоторые детали рабочего процесса, немного об образе мыслей специалиста и
многообещающая идея, на которой, собственно, все и строится. Немного, да, но сай-фай никогда не брала от науки больше, да и зачем ей? Главной темой научной фантастики, как любой художественной литературы, был есть и будет человек и его внутренняя жизнь, а будущие достижения прогресса - лишь инструмент, чтобы поставить подопытного в более интересное положение. Если наука выходит на передний план, это уже научпоп-произведение или, в особо запущенном случае, диссертация.
Так и "Прибытие" повествует об особенностях внутреннего мира людей
(хотя гептаподы очаровательны, каким образом они одновременно членистоногие и головоногие моллюски с семилучевой симметрией и сверхразумом?..). Об их агрессивности и воинственности, куда же без этого. Но это так, лейтмотив, ибо здесь разум наконец-то победил паранойю. А главная идея... трудно в двух словах сказать, в чем. Но вы, если не смотрели, дальше не читайте, ибо там будут спойлеры.
Хотя у меня редко в таких случаях хватает духу удержаться.читать дальше
Мне всегда очень нравилась мысль, что язык, на котором человек говорит, влияет на его образ мысли. И тут сценаристы сыграли на ней просто эпический аккорд! Если мы не можем видеть будущее и воспринимать его так же, как прошлое, только потому, что не умеем нужным образом думать?! Если если время представляется нам линейно только потому, что мы строим линейные предложения, с началом и концом?! Возможно, мы сами никогда не додумаемся до иного способа выражать свои мысли, но если нам его показать, мы можем научиться ему и изменить свой образ мысли настолько, что будем знать историю собственного существования от начала до конца. И что же нам это даст? Ужас перед будущим? Наоборот! У нас не будет того пугающего момента узнавания, как когда человеку сообщают, что он умрет, и он пытается что-то сделать, "изменить пророчество", потому что для нас знать о своей смерти - нештатная ситуация. А если каждый с самого рождения будет знать, что ему предначертано (потому что это все, вроде как, уже было), это будет частью жизни и ничего не надо будет исправлять. Останется только принять это и наслаждаться происходящим в данный момент, как, собственно, и поступила главная героиня. Последние годы люблю тему принятия происходящего, стараюсь научиться мыслям вроде "это хорошо, потому что так правильно, так должно быть". Мне кажется, это поднимает человека на какой-то новый уровень, хотя, возможно, капельку лишает его чеовечности, если смотреть под определенным углом. Это, правда, приводит нас к столь нелюбимому бунтарями-индивидуалистами тезису "все предопределено", но можно принять и это, и тогда будет хорошо. Кто из людей не хочет найти кого-нибудь достаточно сильного и мудрого, чтобы переложить на него ответственность? Это малодушие или просто желание без помех созерцать?..
...Впрочем, об этом в фильме уже не было. Было о пришествии инопланетян, о попытках наладить с ним контакт, о том, насколько проще человечеству решать проблемы войной, чем переговорами, о влиянии языка на сознание и о том, как жить, если знаешь будущее. Было это все не только здесь, но хорошая вещь - необязательно новая вещь. Правильно скомбинировать старое тоже дорогого стоит, равно как и достойно представить результат. Мой вердикт: фильм хороший, и даже светлый, несмотря на мрачноватую цветовую гамму. Светлый в том смысле, что конец получился хороший. То есть, не happy end, а именно правильный. Acceptable.