Один из минусов социализации в том, что иногда чувствуешь себя полным идиотом.
Как-то грустно в последнее время в моем дневнике, так что поболтаю-ка я сегодня о добром и светлом, а конкретно - о романе Елены Клещенко "Наследники Фауста" (samlib.ru/k/kleshenko_e_w/faust.shtml), который я почему-то недавно перечитала. Я плохо пишу рецензии, мне трудно остановить поток впечатлений и выбрать из них то, что интересно читателю, к тому же сейчас я еще и близко знакома с автором, и мой и ее литературные вкусы очень схожи, так что я, увы, не буду беспристрастна.

Начну, пожалуй, с того, что незазорно пытаться описать тем, кто еще не читал, потому что все равно ничего толком не выйдет - с атмосферы. Германия, середина шестнадцатого века (действие начинается в 1540 году), когда естественные науки напоминали колдовство и были в руках и головах, а не на мониторах вычислительных машин, когда юристы, богословы, врачи и чернокнижники с разных концов Европы могли объясняться друг с другом на латыни, когда не было ГОСТа для научных статей и экспериментов, но можно было организовать лабораторию в одной из комнат собственного дома, когда все верили в Бога и Дьявола, а женщин не допускали учиться. Жутковатая, но притягательная романтика. Я бы хотела заниматься наукой в те времена. Только пожалуйста в мужском теле.

Но не будем лицемерить: в глазах читателя грош цена и атмосфере, и сюжету, и всему остальному, если персонажи невыразительны и не вызывают сочувствия. Если герой нам не нравится, мы частенько бросаем книгу. Однако "Наследники Фауста" - совершенно иной случай. Главные герои умные, обаятельные и живые как раз настолько, чтобы полюбить их и страстно желать, чтобы все у них было хорошо. Псст, не волнуйтесь, всё так и будет. Автор в этом плане антипод Джорджа Мартина: очень любит своих персонажей и не считает зазорным оставить их в конце книги живыми и счастливыми. Они определенно заслужили это после всего, что им пришлось пережить. Любовь любовью, но когда персонажи раскрываются, преодолевая трудности, они становятся лучше и начинают нравиться еще сильнее. К тому же, проблем из "условия задачи", записанного в каноне, (точнее, в канонах, историй про Фауста было очень много, но главными для автора послужили, как я поняла, интерпретации Гёте и Марло) никто не отменял.

Кроме персонажей, автор очень любит и саму жизнь. Это видно в описаниях, в том, как радостно герои говорят о бытовых мелочах, как неподдельно рассказывают и умалчивают о любви, в том, чему уделяют внимание... Некий рецензент писал о сходстве других произведений этого автора с романами и рассказами Честертона, имея в виду нежное отношение к деталям, "любование здоровой нормальной жизнью"(с). Я склонна с ним согласиться и думаю, что в "Наследниках Фауста" тоже есть эта нежность. К тому же текст очаровательно стилизован под то время, в котором происходит действие. Я человек несведущий, возможно, стилизация где-то не очень точна, но ей хочется верить, читаешь и чувствуешь, что ты в голове человека из прошлого.

Здесь мы подходим к трудному, а именно к вопросу, о чем вообще этот роман. В нем, как в любой непростой и интересной книге, нет "морали произведения", высказанной прямым текстом и вынесенной в отдельный абзац, как в хрестоматии. Идеи растворены в повествовании, как кристаллы соли в воде, и вместе с сюжетом постепенно загружаются в голову. Я плохой алхимик и не берусь выделять соль, потому что перечисление мыслей будет выглядеть слишком упрощенно по сравнению с тем, что мы имеем на деле. Пожалуй, все, что надо знать о содержании романа до прочтения - это то, что там говорится об умных и хороших людях с непростыми судьбами. Ну, и еще, разумеется, то, что автор сама пишет в аннотации.

Здесь лежит роман, от которого отказались "Эксмо", "Форум", "Лениздат" и один хороший литагент. Причина мне понятна, но мое нежелание переделывать этот роман под формат сильнее желания видеть его когда-нибудь напечатанным. Германия, 1540 год. Девушка-сирота узнает, что она дочь Фауста и несчастной девицы, обольщенной знаменитым чернокнижником (не так все было, как писал тайный советник Гете, совсем не так...). Warning: 1) стилизация под то время, 2) нет батальных сцен, персонажи - ученые и женщины, 3) много букв.

Да простит меня автор за эту рецензию, но я действительно очень рада, что есть на свете такая книга.

@темы: атмосфера, культурное, позитив

Комментарии
05.07.2016 в 19:26

Три в одном
А я в восторге от ее «Коллег» по Бладу. Такая приятная вещь получилось. Она ее вроде тоже на СИ выкладывала.
05.07.2016 в 19:28

Один из минусов социализации в том, что иногда чувствуешь себя полным идиотом.
natoth, ага, я читала :) Вы случаем с ней тогда не в одной команде играли?
05.07.2016 в 19:30

Три в одном
Нет она на Осеннем Книголюбе играла, а я после лета на осень уже не ходок...
05.07.2016 в 19:34

Один из минусов социализации в том, что иногда чувствуешь себя полным идиотом.
natoth, ОМГ, интересно, есть такие психи, которые играют на ФБ круглый год?
Я тогда тоже думала поиграть там же, но была еще слишком мелкая и забоялась. Пожалуй, что и к лучшему.
05.07.2016 в 19:38

Три в одном
Есть я знаю таких.
05.07.2016 в 19:39

Один из минусов социализации в том, что иногда чувствуешь себя полным идиотом.
natoth, ну крутые!
А в Осеннем Книголюбе, кстати, круто то, что там можно не писать рейтинг. ^__^ Оранжерея прям.
05.07.2016 в 20:01

Три в одном
Да, как раз хотела сказать что там рейтинга нет.

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии